Грунт считается нерудным сыпучим материалом, часто применяемом в дорожном строительстве. Им закладывают подушки под полотна дорог. Растительные грунты, полученные при снятии поверхностных слоев, мало пригодны для обустройства дорог и площадок. Получают материал из пластов естественного залегания.
Перед обустройством дорог производят выемку земляного пласта для последующей отсыпки. Для дорожного строительства возможно выбрать грунты крупнообломочные, песчаные и супеси.
По частным свойствам грунта на участке проводят расчёт толщины обустраиваемого слоя и определяют последовательность работ. Толщина слоя обычно составляет 0,5 - 1 м. Необходимо после отсыпки провести разравнивание и уплотнение. Для обустройства насыпи подключают специальную технику.
Грунт уплотняют на территории для получения требуемой степени влажности, профилактики пересыхания и однородности состава.
Воздушных пустот в слое содержится около 4-6%. Сухой исходник способен разбухать при значительном уровне осадков, что впоследствии повлияет на деформации и разрушения дорожных полотен. Переувлажненный грунт подразумевает те же риски.
Трамбовка материала проводится послойно. Грунт важно своевременно увлажнить и выровнять.
Критерии выбора материала для дорожных покрытий - связующие свойства, степень поглощения влаги частицами, водопроницаемость, рыхлость. На рахрыхляемость влияют частицы глины в составе.
Для укрепления отсыпанной подушки возможно применять органические элементы и неорганические (часто это известь и цемент), также вяжущие вещества. Добавки перемешивают с грунтом при дорожных полотнах.
Уплотнение исходника рекомендовано для средних слоев для выдерживания внешних интенсивных нагрузок от проезжающих автомобилей. Нижние слои необходимо защитить от затопления и переувлажнения. Степень уплотнения определяется расположением слоев дорог и полотен при климатических условиях.
Важно обустраивать полотна под требования - физико-механические свойства - возможность сжатия, устойчивость к отрицательным температурам, степень набухания и иные факторы. Предварительная стабилизации грунта дает возможность сократить итоговые расходы на 1/3.
Технология обустройства определяется типом будущих дорог, климатическими условиями в зависимости от региона, степени трафика. Обычно подобным видом обустраивают дороги на сельских территориях, относящиеся к 3-4 категориям. Укрепление грунтовых подложек также рекомендуется для продления срока службы полотен.
Обустройство дорог предполагает ряд этапов. С подключением специальной техники снимается поверхностный слой грунта на 30 см, выполняется трамбовка дна, отсыпается слой песка на 20 см, затем обустраивается слой из щебня или гравия (20 см для центра основания, 10 см -для формирования края и обочин будущей дороги). Вдоль полотна оставляются небольшие отсыпанные траншеи для отвода излишней влаги.
Для дорожных полотен также применяется геотекстиль. Им разделяют нижние слои грунта и отсыпанные сыпучие материалы. Это необходимо для профилактики разрушения полученных дорожных полотен.
Перед обустройством дорог грунт предварительно очищают от сторонних частиц и утрамбовывают. На дно застилают геотекстиль. Затем отсыпается слой щебня и песка. При необходимости в состав могут добавляться стабилизаторы.
Грунт также активно применяют для планировочных работ. Им же проводят выравнивание поверхностей с дефектами, отсыпают территории с поднятием уровня, обустраивают дороги и заполняют траншеи и котлованы.
Материал выгодно отличается оптимальной трамбовкой, характеризуется частицами глины, пыли и песка в составе, имеет повышенные свойства твердости и прочности. Грунт также считается основой для обратной засыпки.
Грунт отличается низкой стоимостью в сравнении с щебнем, его могут применять для закладки фундаментов и подушек под объекты.