Почему Москва теряет 15% строительных проектов, а Краснодарский край выигрывает? Как производителям щебня и песка избежать банкротства? Екатерина Никитина, руководитель отдела маркетинга компании SOLBER анализирует тренды рынка и делает прогноз для отрасли на 2025-2026 года.
1. Строительный коллапс: цифры, которые нельзя игнорировать
Ввод жилья в Москве и МО рухнул на 21% в 2024 году, а в 2025 году ожидается падение еще на 15% — до 6,9 млн м², и это будет минимум за с 2014 года. В регионах ситуация ещё более острая: Нижегородская область теряет 40% спроса на жилье, а Свердловская — 18% производства щебня.
Среди причин, которые влияют на это, выделю:
Среди причин, которые влияют на это, выделю:
- Ключевая ставка 21% делает кредиты для застройщиков неподъемными (18-23% годовых).
- Распроданность новостроек в МО — 31% (антирекорд за 5 лет).
- Отмена льготной ипотеки (кроме Дальнего Востока) добивает спрос.
2. Цены на недвижимость: парадоксы кризиса
Несмотря на спад спроса, цены растут, но медленнее. Рынок новостроек в МО показал +14% в 2024, но лишь +5-7% в 2025 из-за себестоимости (рост цен металл +30%, бетон +15%, зарплаты в отрасли строительства +25%). Аренда в Москве взлетела на 22%, но в 2025 рост замедлился до 12-15%.
Что получается в сухом остатке? Застройщики замораживают проекты − 14 ЖК (3,2 млн м²) до 2026 года.
Что получается в сухом остатке? Застройщики замораживают проекты − 14 ЖК (3,2 млн м²) до 2026 года.
3. Нерудные материалы: катастрофа или перезагрузка?
Из первых двух факторов логично вытекает уменьшение спроса на нерудные материалы. Так, песок показал падение 18-22% в 2025, а щебень, в свою очередь – 12-15%.
В связи с этим обнажился ряд проблем в отрасли. Во-первых, упала рентабельность добычи с 25% до 10-12%. Во-вторых, 45% компаний на нерудном рынке приобрели серьёзную долговую нагрузку. И, в-третьих, ожидаемо подорожала логистика, на весомых 30%.
Но наряду со сложностями, текущий год для некоторых регионов стал трамплином для развития. Краснодарский край и Татарстан растут за счет инфраструктуры к ЧМ-2030 и госпрограммы «Дороги республики». Касательно Москвы, здесь строительство складов поддерживает спрос на бетон, но не на песок.
В связи с этим обнажился ряд проблем в отрасли. Во-первых, упала рентабельность добычи с 25% до 10-12%. Во-вторых, 45% компаний на нерудном рынке приобрели серьёзную долговую нагрузку. И, в-третьих, ожидаемо подорожала логистика, на весомых 30%.
Но наряду со сложностями, текущий год для некоторых регионов стал трамплином для развития. Краснодарский край и Татарстан растут за счет инфраструктуры к ЧМ-2030 и госпрограммы «Дороги республики». Касательно Москвы, здесь строительство складов поддерживает спрос на бетон, но не на песок.
4. Логистический кризис: «Фуры рассыпаются на ходу»
Сергей Миронов, руководитель думской фракции «Справедливая Россия – За правду», в начале июне сделал прогноз, согласно которому 50% перевозчиков могут уйти с рынка из-за лизинга под 27% годовых. Этот прогноз кажется весьма реалистичным на фоне того, что на текущий момент уже возвращено 17 000 автомобилей — целый парк!
Последствиями логистического кризиса может стать рост цен на поставки нерудных материалов, а также дефицит транспорта для региональных перевозок.
Последствиями логистического кризиса может стать рост цен на поставки нерудных материалов, а также дефицит транспорта для региональных перевозок.
5. Прогноз на 2026: три сценария
Анализируя текущие рыночные тенденции, можно выделить три основных сценария развития на 2026 год. Наиболее неблагоприятный вариант предполагает сохранение ключевой ставки на уровне 18-20%, что приведет к сокращению ввода жилья на 12-15% и падению цен на щебень до 1400-1600 рублей за тонну. Более вероятный базовый сценарий со ставкой 15-17% смягчит негативные тенденции: спад строительства составит 5-7%, а цены на щебень стабилизируются в пределах 1600-1800 рублей.
Оптимистичный прогноз возможен лишь при снижении ставки ниже 15%, что может дать рост строительства на 3-5% и повышение цен до 1800-2000 рублей. Однако без изменений в политике ЦБ рецессия продолжится до конца 2026 года.
Оптимистичный прогноз возможен лишь при снижении ставки ниже 15%, что может дать рост строительства на 3-5% и повышение цен до 1800-2000 рублей. Однако без изменений в политике ЦБ рецессия продолжится до конца 2026 года.
6. Кризис как возможность: стратегии выживания для игроков рынка стройматериалов
Современные экономические условия требуют пересмотра бизнес-подходов. Одним из наиболее перспективных направлений становится переориентация на инфраструктурные проекты, особенно с учетом планов Минтранса, которые предполагают потребность в 43,4 млн тонн щебня до 2027 года.
Важным аспектом остается оптимизация логистики. Яркий пример — опыт компании «Гранит-Инвест», которой удалось сократить издержки на 15% за счет сокращения плеча перевозок и размещения карьеров в непосредственной близости от МКАД. Параллельно многие производители находят новые рынки сбыта, экспортируя песок в Ростовскую область, где ежегодный дефицит составляет 1,2 млн тонн, и поставляя щебень в Крым.
Особый интерес представляет сегмент Light Industrial, где строительство складов демонстрирует рентабельность до 18%. Это направление становится спасательным кругом для многих предприятий отрасли.
Несмотря на возможности в дорожном строительстве и экспорте в СНГ, успех будет зависеть от грамотной оптимизации бизнес-процессов и взвешенных решений. Сейчас не время для паники — это время для глубокого анализа и решительных действий.
Важным аспектом остается оптимизация логистики. Яркий пример — опыт компании «Гранит-Инвест», которой удалось сократить издержки на 15% за счет сокращения плеча перевозок и размещения карьеров в непосредственной близости от МКАД. Параллельно многие производители находят новые рынки сбыта, экспортируя песок в Ростовскую область, где ежегодный дефицит составляет 1,2 млн тонн, и поставляя щебень в Крым.
Особый интерес представляет сегмент Light Industrial, где строительство складов демонстрирует рентабельность до 18%. Это направление становится спасательным кругом для многих предприятий отрасли.
Несмотря на возможности в дорожном строительстве и экспорте в СНГ, успех будет зависеть от грамотной оптимизации бизнес-процессов и взвешенных решений. Сейчас не время для паники — это время для глубокого анализа и решительных действий.